Под закаливанием понимают
повышение сопротивляемости организма главным образом низким температурам,
поскольку в возникновении ряда заболеваний играет важную роль охлаждение
организма.
Цель закаливания: выработать способность организма быстро изменять
работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой.
Принципы закаливания:
1.
Принцип
постепенного увеличения закаливающих воздействий
2.
Систематичность закаливания
3.
Учет индивидуальных и возрастных особенностей
организма ребенка.
4.
Положительный эмоциональный настрой ребенка –
непременное условие закаливающих процедур
5.
Ведение тетради учета закаливающих процедур.
6.
Закаливающие мероприятия проводятся
воспитателями групп при участии младшего воспитателя
Противопоказания к закаливанию:
1.
Негативное отношение и страх ребенка
2.
Отсутствие полного контакта и отношений
сотрудничества с семьей
3.
Срок менее 5 дней после выздоровления от острых
заболеваний или профилактических прививок
4.
Срок менее 2 недель после обострения
хронического заболевания
5.
Карантин в детском саду или по месту жительства
6.
Высокая температура в вечерние часы
7.
Выраженная недостаточность питания
8.
Выраженные травмы
9.
Все виды лихорадочных состояний
Виды закаливания, используемые в группе
1.
Воздушные ванны (ребенок ее получает, находясь в
обычной одежде, оставляя обнаженными руки и ноги во время физкультурных
занятий, утренней гимнастики, при смене одежды, во время дневного и ночного
сна)
2.
Закаливание солнцем (осуществляется во время
прогулки, начинают со свето-воздушных ванн в тени деревьев, с постепенным
увеличением времени нахождения под прямыми солнечными лучами.
3.
Проведение гимнастики пробуждения (подъем детей
после сна под музыку, выполнение ритмических упражнений)
В целях закаливания и
оздоровления детей, для снятия мышечного напряжения, для повышения
сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям, для создания
чувства радости и хорошего настроения у детей предлагаем проводить с ребёнком
самомассаж.
Детское любопытство безгранично, дети хотят все знать о себе и о мире, в котором живут. Они имеют право знать все о своем физическом и эмоциональном развитии, о строении организма, о болезнях, которые могут их поразить.
Знать свои слабые и сильные стороны, научиться помогать себе в различных ситуациях, укреплять свою волю и тело. В детстве формируются привычки, которые впоследствии должны стать необходимостью.
Потребность в здоровом образе жизни формируется у детей в том числе и через систему знаний и представлений, осознанного отношения к занятиям физической культурой.
Сегодня много говорят о здоровом образе жизни в том числе и детей, а что же конкретно относится к понятию здоровый образ жизни?
Прежде всего, и пожалуй, самым главным разделом является:
- режим дня (когда соответственно возрасту ребенка, а также индивидуальным особенностям идет смена режима активности и отдыха)
- режим рационального питания.
- закаливание
Закаливание - это тренировка иммунитета кратковременными холодовыми раздражителями. Когда - то наши предки намного были закаленнее нас и наших детей. Ребятишки бегали в одних рубашках босиком по снегу даже в лютые морозы! В деревнях в ходу были мокроступы. Так русские крестьяне называли липовые лапти. В них вкладывали свежие листья одуванчика, мать и мачехи, подорожника, ольхи, фиалки. Оказывается, травы осуществляли своеобразный общеукрепляющий и закаливающий массаж. В мокроступах можно было смело идти по любому болоту - насморк и простуда не возникали. А для профилакт и переохлаждения натирали тело маслом можжевельника. Александр Васильевич Суворов ежедневно по утрам даже в сильные морозы совершал прогулки босиком. После чего обливался холодной водой. Конечно, все закаливающие процедуры проводятся гибко с учетом времени года, здоровья ребенка, его эмоционального настроения, на фоне теплового комфорта организма. Интенсивность закаливающих мероприятий надо увеличивать постепенно, начиная всегда с щадящих. Основной принцип — постепенное расширение зоны воздействия и увеличение времени проведения процедуры. Личный пример — прежде всего всего.
Наиболее эффективным видом закаливания является естественное закаливание. Ежедневные прогулки детей необходимы для детей дошкольного возраста, так как потребность растущего организма в кислороде более чем в два раза превышает таковую у взрослых. Под влиянием воздушных ванн не только повышается тонус нервной, дыхательной и пищеварительной систем, но и в крови возрастает количество эритроцитов и гемоглобина. Хорошо сочетать прогулки со спортивными и подвижными играми. О благотворном воздействии прогулок на свежем воздухе писал А.С. Пушкин:
«Друзья мои! Возьмите посох свой,
Идите в лес, бродите по долине.
И в долгу ночь глубок ваш сон...»
Утренняя гимнастика.
Основная задача гимнастики - укрепление и оздоровление организма ребенка. Именно она усиливает: дыхание, кровообращение, обмен веществ. Во время проведения гимнастики целесообразно использовать музыкальное и речевое сопровождение. Ежедневная гимнастика организует детей на дальнейшую деятельность. В теплое время года гимнастика проводится на воздухе, т.е. на улице. Гимнастика в группе проводится в хорошо проветренном помещении. Поэтому, воспитатель перед утренним приемом детей в группу, проветривает помещения.
Дыхательная гимнастика.
Особенно эффективным для улучшения и укрепления здоровья являются дыхательные упражнения. Такая гимнастика укрепляет дыхательную мускулатуру, повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Занятия проводятся 2 раза в неделю, в облегченной одежде, в хорошо проветренном помещении. Основа дыхательных упражнений - упражнение с усиленным или удлиненным выдохом – игровые упражнения с носом. Все упражнения проводятся в игровой форме:
Вот идет сердитый еж: П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф!
(низко наклониться, обхватив руками грудь.)
Где же носик? Не поймешь. Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!
Гимнастика после сна.
Гимнастика помогает улучшить настроение, поднять мышечный тонус, способствует профилактике простудных заболеваний, нарушений осанки и стопы. Главное правило – исключение резких движений. Проводится в течение 7-10 минут. Организация ребенка после сна требует постепенного пробуждения и подготовке к активной деятельности, «поднимать» детей нужно осторожно, постепенно. Гимнастика сочетается с воздушными ваннами. После гимнастики ребенок может выйти на несколько минут в групповую комнату, где температура на несколько градусов ниже, чем в спальне ( т.к. во время «тихого часа» групповое помещение проветривается (сквозное проветривание); может пройтись по массажной дорожке, так же применяется босохождение.
Физкультурное занятие.
- Физкультурные занятия на свежем воздухе.
- Физкультурное занятие в носках.
Для получения охлаждающего эффекта специалисты рекомендуют проводить занятия физкультурой в помещении при температуре 18–20о, а на улице, на открытом воздухе – в местах, защищенных от ветра; в тени – при температуре выше 18о (в пределах 19–22°)
Этот полезный самомассажСамомассаж биологически активных зон для профилактики простудных заболевание с использованием стихов.
«Неболейка»
Слова
|
Действия
|
Чтобы горло не болело,
Мы его погладим смело.
Чтоб не кашлять, не чихать,
Надо носик растирать.
«Вилку» пальчиками сделай,
Массируй ушки ты умело.
Знаем, знаем – да, да, да,
Нам простуда не страшна.
|
Погладить ладонями шею
мягкими движениями сверху вниз.
Указательными пальцами
растираем крылья носа.
Раздвинуть
указательный и средний пальцы.
Растирать точки перед
и за ушами.
Потирать ладони друг о
друга.
|
Массаж «Ладошки»
Слова
|
Действия
|
Вот
у нас игра какая:
Хлоп
ладошка, хлоп другая.
|
Хлопки в ладоши
|
Правой,
правою ладошкой
Мы
пошлёпаем немножко.
|
Шлепки по левой руке от плеча к
кисти.
|
А
теперь ладошкой левой
Ты
хлопки погромче делай!
|
Тоже по правой.
|
А
потом, потом, потом,
Даже
щёки мы побьём.
|
Хлопки по щекам.
|
Вверх
ладошки – хлоп, хлоп.
По
коленкам шлёп, шлёп.
|
Хлопки над головой.
По коленям.
|
По
плечам теперь похлопай,
По
бокам себя пошлёпай.
|
По плечам,
По бокам.
|
Можешь
хлопнуть за спиной,
Хлопаем
перед собой.
|
По спине,
По груди.
|
Справа
– можем, слева – можем!
И
крест – накрест руки сложим.
|
Поколачивание ладонями по груди
слева, справа.
|
И
погладим мы себя,
Вот
какая красота.
|
Поглаживание по рукам, груди, бокам
и ногам.
|
Массаж лица
Слова
|
Действия
|
Тёплый
ветер гладит лица,
Лес
шумит густой листвой.
|
Провести пальцами от бровей до
подбородка и обратно 4 раза.
|
Дуб
нам хочет поклониться,
Клён
кивает головой.
|
От точки между бровями большим
пальцем массировать лоб до основания волос и обратно 4 раза
|
А
кудрявая берёзка
Провожает
всех ребят.
|
Массаж висковых впадин указательными
пальцами круговыми движениями.
|
До
свиданья лес зелёный,
Мы
уходим в детский сад.
|
Поглаживание лица
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий